Федерация

Федерация космонавтки России

Экскурсии

Конкурсы

Наши земляки

Султанов

Урал

Назибович

Заслуженный летчик испытатель России

Член экипажа МКК «Буран»

подробнее

Космодромы России

Ссылки

Прощай, космический Волк!

на главную

Печальное известие пришло из Москвы – 3 января умер Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, Заслуженный летчик-испытатель СССР, легендарный командир «Бурановского отряда» Игорь Петрович Волк.

С середины 60-х годов И.П. Волк работал летчиком-испытателем в ЛИИ им. М.М. Громова. За свою долгую карьеру летчика-испытателя участвовал в испытаниях большинства самолетов, создававшихся в СССР 60-90-ые годы. Летал на всех типах самолетов – истребителях, бомбардировщиках, пассажирских самолетах, транспортных. Еще в начале 70-х годов оказался причастным к теме воздушно-космических самолетов – испытывал дозвуковой аналог орбитального самолета, создававшегося в ОКБ А.И. Микояна по программе «Спираль». Возможно, это и стало определяющим фактором при подборе кандидатуры командира отряда летчиков-испытателей, готовившихся по программе «Энергия-Буран». Не все знают, что именно Игорь Волк впервые выполнил на самолете Су-27 сложнейшую фигуру высшего пилотажа «Кобра» – или динамическое торможение. Произошло это в ходе испытаний поведения самолета Су-27 на больших, закритических углах атаки – более 900. Сегодня эту фигуру к восторгу зрителей наши летчики демонстрируют на всех авиа-шоу. Часто ее называют «Коброй Пугачева» – это потому, что впервые за рубежом «Кобру» продемонстрировал летчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого Виктор Пугачев.

В 1969 г. Игорь Волк без отрыва от работы закончил МАИ.

Самый известный период биографии Игоря Волка связан с программой «Энергия-Буран».

В 1978 году он был назначен командиром созданного отряда летчиков-испытателей, проходящих подготовку к пилотируемым полетам на воздушно-космическом самолете, в последствие получившем название «Буран».

В ходе подготовки Игорь Волк в 1984 году совершил 11-дневный полет на космическом корабле Союз-Т12. Главной целью была проверка возможностей человека пилотировать орбитальный самолет при посадке после длительного пребывания в невесомости. Сразу после приземления, пока над В. Джанибековым и С. Савицкой хлопотали врачи, Игорь Волк выполнил перелет на вертолете в Байконур, а оттуда – на самолетах Ту-154 и МиГ-25 перелет по маршруту Байконур – Ахтубинск – Байконур. Позднее такой же эксперимент был проведен с участием дублера И. Волка – Анатолия Левченко. Увы, колоссальный труд конструкторов, ученых, летчиков-испытателей не завершился пилотируемым полетом «Бурана» – его единственный полет состоялся в 1988 году в автоматическом режиме. Прошел он блестяще, и в этом есть несомненная заслуга летчиков из отряда Игоря Волка – ведь они «учили летать» атмосферный аналог «Бурана» – БТС. Кстати, в составе отряда был и наш земляк Урал Султанов, имя которого носит международная аэрокосмическая школа, почетным гостем которой неоднократно был Игорь Волк. После замораживания программы «Энергия-Буран» Игорь Волк с присущей ему энергией и профессионализмом руководил летно-испытательным центром (ЛИЦ) ЛИИ им. М.М. Громова, был Первым вице-президентом Федерации космонавтики России.

Считаю, что мне очень повезло – около 6 лет довелось весьма тесно общаться с этим незаурядным человеком. С 2011 года он ежегодно, в рамках проектов, проводимых Башкортостанским региональным отделением Федерации космонавтики России, бывал в нашей республике, иногда по нескольку раз. Игорь Петрович принимал самое активное участие в Гагаринских днях в Уфе, олимпиаде на кубок Ю.А. Гагарина, Днях науки УГАТУ, международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского, международной аэрокосмической школе им. У.Н. Султанова.

Видно было, как тяжело дается ему каждое движение – сказывались титанические нагрузки, которые десятилетиями испытывал его организм во время испытаний, порой – экстремальных. Приходилось Игорю Волку покидать горящий самолет, совершать жесткие посадки… Конечно, все это привело к «профессиональным» заболеваниям летчиков-испытателей – нарушению зрения, проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Кстати, руководство Башкортостана, региональное отделение ФКР, наши врачи, здравницы как могли пытались (и весьма успешно) помочь этому мужественному человеку. Игоря Волка лечили в наших санаториях Красноусольский и Янган-Тау, врачи центра глазной и пластической хирургии под руководством Э. Мулдашева помогали поддерживать зрение. Поражало, что несмотря на проблемы со здоровьем, Игорь Петрович готов был переносить тяжелые перелеты, многочасовые переезды в самые дальние уголки Башкортостана ради встреч со школьниками и студентами, в которых он видел будущее отечественной авиации и космонавтики.

Скромнейший и обаятельный человек в общении, он становился жестким и бескомпромиссным, когда речь заходила о защите интересов отечественной авиации и космонавтики, мог очень резко высказаться невзирая на авторитеты и чины, если кто-то этого заслуживал.

Переживал и болел за своих товарищей, особенно из «Бурановского отряда», они ему платили тем же – достаточно было посмотреть, с какой трогательной заботой к своему командиру относился Урал Султанов. Кстати, Игорь Петрович считал большой несправедливостью то, что в смутные 90-ые годы ходатайство о присвоении Уралу Султанову звания Героя России не было доведено до конца. Может быть сегодня еще раз вернуться к этому вопросу? Инициативная группа в интернете начала сбор подписей в поддержку.

Игорь Петрович Волк был одним из тех, кто в 2013 году подписал открытое письмо Президенту России В.В. Путину с требованием поддержать производство отечественных самолетов.

Побольше бы сегодня таких людей.

Последняя случайная и короткая встреча с Игорем Петровичем состоялась в августе прошлого года в Жуковском – в ЛИИ им. М.М. Громова, в летно-испытательном центре, которым И.П. Волк в свое время руководил. А мы с группой лучших студентов УГАТУ в этот день посещали ЛИИ им. М.М. Громова. Представил Игоря Петровича студентам, коротко пообщались, обсудили планы на 2017 год – Игорь Петрович твердо пообещал в июле снова приехать в Калиновку в аэрокосмическую школу.

Он всегда получал удовлетворение от общения с участниками аэрокосмической школы – ведь эти увлеченные авиацией и космонавтикой школьники и студенты из разных уголков России являлись победителями международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского.

Игоря Петровича Волка похоронили в Жуковском на местном мемориальном кладбище, где покоятся многие его друзья и коллеги.

Прошло 7 дней, как его нет с нами. Душа Игоря Волка устремилась туда, где он провел свои самые счастливые 7000 летных часов – в небо и космос. А над его могилой будет постоянно слышен гул взлетающих и приземляющихся самолетов, которые пилотируют летчики-испытатели нового поколения – им теперь продолжать дело, которому отдал свою жизнь Игорь Волк.

 

Действительный член Башкортостанского регионального отделения Федерации космонавтики России
Сергей Каменев

Партнеры

Выставочный центр Лигас Уфимский планетарий Федерация Сверхлегкой Авиации Республики Башкортостан ФГУП Гидравлика Сайт Александра Лынника Дорожное радио Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования Национальный музей Республики Башкортостан Страничка ветеранов вч 01678 космодрома Байконур Тихоокеанская гидрографическая экспедиция РНПЦ Башкирский мед Создание сайтов в Уфе Российский государственный социальный университет ufa1.ru Студия игрового дизайна ИксЛаб Радио России - Башкортостан TechPromService