Федерация

Федерация космонавтки России

Экскурсии

Конкурсы

Космодромы России

Ссылки

Наши земляки

персоны

СУЛТАНОВ УРАЛ НАЗИБОВИЧ

Статус – космонавт-испытатель ЛИИ.

Дата и место рождения:
Родился 18 ноября 1948 года в селе Никифарово Альшеевского района Башкирской АССР, РСФСР.

Образование и научные звания:
В 1981 году окончил вечернее отделение факультета самолетостроения Жуковского филиала Московского авиационного института (МАИ) им. Серго Орджоникидзе, получив специальность инженера-механика.

Профессиональная деятельность:
С марта 2002 года работает летчиком в авиакомпании имени В.Гризодубовой, которая располагается в городе Жуковский, выполняя транспортные коммерческие перевозки на самолёте Ил-18.

Военное образование:
В 1967 году окончил Казанское суворовское военное училище.
В 1971 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ).

Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1967 года. До 1971 года – курсант Харьковского ВВАУЛ. Получил квалификацию военного летчика-истребителя.
С 1971 года служил летчиком-инструктором Харьковского ВВАУЛ.
В 1977 году вышел в запас.

Воинское звание:
Капитан запаса (с 1977 года).
Майор запаса

Классность:
Имеет налет более 4500 часов на 50 самолетах, преимущественно истребителях.
Летчик-испытатель 3-го класса (1978).
Летчик-испытатель 2-го класса (1981).
Летчик-испытатель 1-го класса (1986).

Испытательная работа::
В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1978 года работал летчиком-испытателем Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Проводил исследования двигателей самолетов МиГ-21 и МиГ-23 на критических режимах и высотах, разрабатывал тактику боевого маневрирования и элементов воздушного боя на самолетах МиГ-21 и МиГ-23. Участвовал в государственных совместных испытаниях по проверке совместимости пилотажно-навигационного комплекса и системы автоматического управления самолета Су-27.
В 1981 – 1982 годах проводил испытания лазерной системы фотографирования завихрений воздуха на крыльях на самолете Су-9 на больших углах атаки.
В 1985 – 1987 годах и в 1990 году проводил прочностные испытания самолетов Су-27, Су-25, МиГ-31 и Су-24, двигателей самолетов МиГ-29 и Су-24.
Летом 1992 года проходил подготовку и участвовал в показательных полетах на выставке «Мосаэрошоу-92». Выполнял на самолете Ту-154 снижение по крутой глиссаде и высший пилотаж на предельно малых высотах на самолете МиГ-29.
С 16 ноября 1992 по 1997 год работал заместителем начальника Школы летчиков-испытателей ЛИИ по летной службе.
В июле – августе 1997 года во время двух полетов на спарке МиГ-25 установил два мировых рекорда по максимальной высоте горизонтального полета без груза в классе самолетов до 35 тонн и самолетов свыше 35 тонн, а также 8 мировых рекордов по скорости набора высоты (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 23 км). Командиром экипажа был Иван Анатольевич Пышный, а Урал Султанов летал вторым пилотом.
Всего в разное время установил 10 мировых авиационных рекордов.
Уволился из ЛИИ 22 марта 2002 года. Жил в Уфе. По некоторым сведениям, позднее вернулся на работу в ЛИИ.

Космическая подготовка::
В 1978 году участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой «Бурана», снижающегося по крутой глиссаде, на самолете Ил-18. В 1979 – 1980 годах участвовал в эксперименте «Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия невесомости на технику пилотирования. После недельной гидроневесомости в ИМБП выполнял посадку на Ил-18 (1979) и на Су-7 (1980) по крутой глиссаде.
В феврале 1982 года был отобран для работ по программе 11Ф35 («Буран»). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем (ИМБП). 29 декабря 1982 года прошел врачебно-экспертную комиссию (ВЭК), а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.
С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
С 1987 года проходил подготовку по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетах МиГ-25 и Су-ТУ, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».
С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета.
В 1988 году готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече «Бурана» после первого орбитального полета и был дублером Магомеда Толбоева.
В 1991 – 1992 годах участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков по программе пилотирования воздушно-космических самолетов. В 1991 был инструктором Жан-Лу Кретьена (Jean-Loup Chretien), в 1992 году – Жан-Пьера Эньере (Jean-Pierre Haignere) и летчика Ги Мито.

Почетные звания:
Заслуженный летчик-испытатель России (18.12.1997).

Статьи и интервью:
Урал Султанов: «Риск – обычное дело»
«Есть одна у летчика мечта – летать»
И космонавт, и летчик

Партнеры

Выставочный центр Лигас Уфимский планетарий Федерация Сверхлегкой Авиации Республики Башкортостан ФГУП Гидравлика Сайт Александра Лынника Дорожное радио Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования Национальный музей Республики Башкортостан Страничка ветеранов вч 01678 космодрома Байконур Тихоокеанская гидрографическая экспедиция РНПЦ Башкирский мед Создание сайтов в Уфе Российский государственный социальный университет ufa1.ru Студия игрового дизайна ИксЛаб Радио России - Башкортостан TechPromService